Дорожное строительство в России – реалии, проблемы и перспективы отрасли
Дорожное строительство в России – реалии, проблемы и перспективы отрасли.
Транспортные проблемы в последние годы серьезно обострились не только в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных мегаполисах страны – все больше растущих городов России встают в пробках, ищут новые возможности для расширения парковочных мест и мучаются на пригородном бездорожье. Причин сложившейся ситуации много, и выхода из ситуации автомобилисты пока не видят. А что думают и говорят о дорожно-транспортной отрасли официальная статистика, представители властей и эксперты.
О чем говорит статистика.
За прошедший год качество дорог в России ухудшилось по данным международной статистики – наша страна опустилась сразу на 11 позиций в рейтинге глобальной конкурентоспособности и теперь находится на 136 месте среди 144 стран, то есть девятая с конца.
За десятилетие с 2000 по 2011 год число автомобилей в России увеличилось на 80% . тогда как протяженность благоустроенных автодорог – всего на 36%. Одним словом, дорожное строительство катастрофически не поспевает за темпами автомобилизации населения.
Объем финансирования дорожно-строительной отрасли в 2013 году, по предварительным прогнозам, составит около 450 млрд. рублей из средств федерального дорожного фонда – это в три раза больше финансирования российских программ освоения космоса.
Проблемы насущные.
Пока мегаполисы отвоевывают дворы и газоны для парковок, регионы борются с повсеместным бездорожьем – более 60% региональных магистралей не соответствуют даже минимальным требованиям стандартов, нуждаются в реконструкции, ремонте или просто не существуют. Это не только доставляет неудобства, но и создает серьезную опасность дорожного движения – немало дорожных аварий . в том числе с ущербом здоровью и жизни граждан, происходят из-за плохого качества дорог . По словам заместителя руководителя Росавтодора Николая Быстрова, ежегодно Федеральное дорожное агентство ремонтирует лишь немногим более 10% федеральных магистралей, а в то же время некоторые региональные дороги не ремонтировались уже более 60 лет.
Дорожно-строительный бюджет.
По мнению властей, экспертов отрасли и дорожных организаций, основная проблема отрасли в России кроется в нехватке финансирования – с начала 2000 гг. строительство дорог и ремонт неисправных магистралей в нашей стране действительно оказался в условиях дефицита финансирования. Но сегодня ситуация во многом изменилась – в последние несколько лет Росавтодор получает крупные инвестиции в дорожный бюджет, однако дороги от этого лучше не стали. К примеру, в 2012 году федеральный дорожный фонд получил более 391 млрд. рублей финансирования, значительное увеличение объема отметили и региональные дорожные фонды.
Но, оказывается, проблема не только и не столько в нехватке финансирования – серьезную проблему в дорожно-строительной отрасли России представляет система тендерного распределения заказов по закону о госзакупках. В соответствии с этим спорным документом, конкурс обычно выигрывают организации, готовые предложить самые дешевые услуги по строительству и ремонту дорог – о качестве таких услуг говорить не приходится. При этом рынок основных стройматериалов в России монополизирован, и строить качественные дороги дешевле в таких условиях просто невозможно. И даже несмотря на то, применение более современных технологий и материалов повышает стоимость дорожного строительства всего на 10-15%, внедрение таких евростандартов у нас пока скорее исключение, чем правило.
Практика дорожных фондов.
Значительное повышение финансирования дорожного строительства в России стало возможным благодаря возвращению к практике формирования бюджета отрасли посредством федерального и региональных дорожных фондов. После упразднения в 2001г. дорожных фондов страна оказалась не в состоянии поддерживать дороги на хорошем уровне из-за мизерного финансирования, поэтому отмененная в России, но получившая широкое распространение в странах Европы и Америке схема формирования бюджета, спустя десятилетие, была снова возвращена. Теперь чиновники возлагают на дорожные фонды большие финансовые и исполнительные надежды – за счет этих средств планируется наладить ремонт дорог и ускорить строительство недостающих магистралей в регионах.
Себестоимость дорог – факторы ценообразования.
Оценивая расходы дорожно-строительной отрасли в России по данным статистики, можно сделать вывод о чрезмерной дороговизне дорожного строительства и ремонт в нашей стране по сравнению с Европой и другими странами. Но, как утверждают эксперты, из-за разницы проектных нормативов и методик анализа расходов, наши дороги в итоге оказываются дешевле магистралей многих других стран. В частности, в отличие от европейских дорог, наши строятся с учетом расходов на подготовку оснований – в Европе выкуп земель, снос зданий и другие масштабные подготовительные мероприятия проводятся за счет госбюджета, а у нас расходы оплачиваются подрядчиком строящегося объекта. Предпроектная подготовка и составление генплана за рубежом тоже не входит в строительную смету, а в России эти немалые расходы включаются в дорожный бюджет.
Также важным фактором ценообразования на дорожно-строительном рынке являются геологические, климатические, транспортные и многие другие условия. В России для доставки стройматериалов к месту прокладки новой дороги или ремонту старой требуется аренда спецтехники и расходы на транспортировку, а в маленьких странах Европы с доставкой стройматериалов все проще – и дешевле. Не стоит забывать и о стандартных требованиях к размеру и качеству дорог – наши полосы движения шире, чем в странах Европы, поэтому на асфальтирование четырехполосной, например, трассы в России требуется больше материалов, времени и вложений.
По данным Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), стоимость строительства дорог в России составляет около 41 млн. руб./км. При этом расценки на прокладку дороги аналогичной протяженности в США составляют около 72 млн. рублей, а в Германии втрое больше. Уступают России по стоимости дорожного строительства финские и китайские трассы. При этом экспертами не учитывается подготовка территории, прокладка инженерных сетей и последующее благоустройство дороги.
05.09.2016 Штрафы на пользу: ремонт дорог будет спонсирован нарушителями ПДД.
Министерство транспорта РФ предложило внести поправки в Бюджетный кодекс, касающиеся распределения средств, полученных с уплаты участниками дорожного движения. Согласно поправке, все штрафы должны направляться в дорожные фонды субъектов Федерации.
05.09.2016 Caterpillar пополнил линейку экскаваторов D2.
Новинка экскаватор Cat 330D2 L пополнила линейку спецтехники D2, потеснив в неофициальном рейтинге востребованности предшественника, 329D2 L. Не уступает модели и новый мультифункциональный экскаватор Cat 336D2 GC.
2011-2016 ВИК-95 | строительство и ремонт дорог, благоустройство, аренда спецтехники Поддержка и продвижение сайта: Веб Гармония.
